творчество Главная Главная

 

Главная

Творчество

Форум

Фотогалерея

Об авторе

Гостевая

Евгений Гришковец – «Год жжизни» (2008)

Книга "Год жжизни" основана на Интернет-дневнике Евгения Гришковца. Живой журнал Евгений начал вести чуть больше года назад. Этот текст почти документ. Год жизни. Нормальной человеческой жизни с волнениями, переживаниями, радостями и огорчениями, фильмами, музыкой, переездами. Всем тем, что и является жизнью. Всего год или Целый год.


 

 

Евгений Гришковец – «Следы на мне» (аудиокнига mp3) (2008)
 

Читая книгу Гришковца, очень легко почувствовать себя автором, человеком, с которым произошло почти то же самое, что и с его героями. Гришковец рассказывает о людях, сыгравших важную роль в его жизни. Какие-то истории, какие-то события — ничего экзотического. Впечатления и переживания, которые много важнее событий. И внимание обращается уже не к героям, а к своей собственной жизни. К себе.
«Я ощущаю эту книгу не как сборник отдельных рассказов, а как цельную, хоть и короткую, повесть. Совсем недавно я понял простую вещь... Когда я читаю про чье-то детство или про чью-то юность... Или когда вспоминаю или пишу про свои детство и юность, я всегда чувствую тревогу и грусть безвозвратного. В детстве и юности нет этой тревоги. Юность для юного человека бесконечна, и оценить ее невозможно. А если я вспоминаю юность, значит, я уже понял себя взрослым и оценил то, что закончилось. И значит, то, что я вспоминаю, — это не мемуары. Это то, что во мне осталось неизменным... Имена, события, факты и географические названия реальны. Все остальное — литература...»
 

Е. Гришковец
 



Евгений Гришковец – «Титаник» (2007)

Текст был сочинен в городе Кемерово в 1992 году Евгением Гришковцом (тогда студентом филфака) и Павлом Колесниковым (тогда студентом института культуры). В 1995 году «Титаник» играть перестали, но в 2002 году усилиями Евгения Гришковца спектакль возродился и был с успехом показан на фестивале NET. На первом спектакле аплодировали так, что артистам самим неудобно было. Ни одного упоминания о знаменитом корабле в спектакле нет. «Титаник», по мнению авторов, это «маленький Титан». Текст «Титаника» — типичная для своего времени вещь, но дело, как всегда, в тонких отличиях: во-первых, прогон Гришковца-Колесникова исключительно остроумен, во-вторых, у Колесникова обнаружилась харизма. Бубня под нос и нелепо размахивая руками, полтора часа в одиночку держит зал так, будто между ним и залом натянуты прочнейшие струны, будто публике в буфете порошка в минералку подсыпали — не могут же взрослые люди вот так, полтора часа кряду, биться от смеха в корчах. «Мир гибнет», — мрачно сообщает в самом начале спектакля человек в двубортном пиджаке. После чего следует занимательная лекция о том, как человечество истребляло самое себя: и про монголо-татар («у них же преимущество — они тебе и монголы, они тебе и татары, то есть их же в два раза больше»), триста лет глумившихся над великим русским народом («народ был красивый: все стройные, светловолосые, голубоглазые»); и про инков с ацтеками, вымерших по той причине, что не ввели дензнаки, а золото пялили даже на пальцы ног; и про индейцев, отравленных огненной водой. Не так уж важно, что двигало Гришковцом, решившим реанимировать свою с Пашей веселую молодость. Важно, что было это смешно до колик, до «описаться можно», как в детстве. В девяносто втором, до мобильных телефонов и разросшегося до титанических размеров мифа самого Гришковца, мы бы так не смеялись. Ни над ним, ни над собой.


Евгений Гришковец – «По По» (2007)

Спектакль «По По» Евгения Гришковца — легкая, хитро придуманная и ладно исполненная вещь. Название объясняется просто — в спектакле своими словами пересказываются сюжеты произведений Эдгара Алана По, мастера готических ужастиков. Спектакль был принят публикой на «ура», т.к. Гришковец не предлагал своим поклонникам новых авторских спектаклей уже 4 года. Всем на удивление, шоумен и продюсер телеканала СТС Александр Цекало составил Гришковцу дивный парный конферанс. Они буквально нашли друг друга — по крайней мере, в отдельно взятом «По По». Вместе с Александром Цекало они создали милое и стильное представление, где два обаятельных рассказчика, перебивая друг друга, рассказывают с детства знакомые истории, украшая и свободно дополняя их. Рассказывают так, как рассказы помнятся человеку, не перечитывавшему их с детства. Писатель По, увиденный глазами Гришковца, совсем не похож на создателя мира ужасов и мастера детективного сюжета. Но вот юмора в его рассказах явно прибавилось. Ни на одном из спектаклей Гришковца не смеются столько, сколько на этом. Этот спектакль тянет пересказывать, перебирать удачные обороты. Гришковец придает рассказам Эдгара По привычный житейский формат, превращая ужасы в ужастики. Страшный посланец судьбы ворон с его «никогда» превращается в тупую птицу-недотепу. Замуровывая друга, герой интересуется: «Ну, чего ты замолчал, обиделся, что ли?» А отравив дядю, герой просыпается с мыслью: «как там дядя себя чувствует?». Получается мило и смешно — от названия до реквизита. Сам Гришковец характеризует спектакль так: «Хороший, легкий, игровой спектакль. Красивый, веселый, парадоксальный очень». Такой «спектаклик». Как Феллини называл свою «Репетицию оркестра» — «фильмик».


Евгений Гришковец – «Асфальт» (2007)

«...Я знаю так много умных, сильных, трудолюбивых людей, которые очень сложно живут, которые страдают от одиночества или страдают от неразделенной любви, которые запутались, которые, не желая того, мучают своих близких и сами мучаются. То есть людей, у которых нет внешнего врага, но которые живут очень не просто. Но продолжают жить и продолжают переживать, желать счастья, мучиться, влюбляться, разочаровываться и опять на что-то надеяться. Вот такие люди меня интересуют. Я, наверное, сам такой»



 


Евгений Гришковец – «Дредноуты»

«Дредноуты» — это спектакль о самых больших военных кораблях, о событиях Первой мировой, о грандиозной Ютландской битве. Евгений Гришковец рассказывает историю битвы, как мальчик излагает друзьям увлекательную сказку о больших кораблях и морских боях. Гришковец дробит большую историю на крошечные осколки человеческих судеб. Гришковец соединяет в спектакле короткие эпизоды сражений. Причем только те из них, в которых запечатлелась история людского благородства.
Спектакль «Дредноуты» имеет подзаголовок «спектакль для женщин». Так вот это — провокация. Гришковца поразило следующее обстоятельство: женщины никогда не читают книг о военных коряблях и грандиозных битвах, они их даже в руки не берут. Несмотря на то, что как раз в этих книгах так много важного сказано о мужчинах — их мечтах, разочарованиях, амбициях, надеждах, отваге, сентиментальности и верности долгу. То есть о том, о чем в книгах по психологии не прочтешь.
На самом деле те вещи, о которых говорит Гришковец, — некоторые диковинные примеры соблюдения правил чести, воинской доблести, мужества и даже самоотверженности — сейчас неоднозначно воспринимаются не только женщинами, но и современными мужчинами. И вовсе не потому, что все эти качества им не присущи, просто не востребованы.



Евгений Гришковец и "Бигуди". Альбом Секунда (2007)

Новый альбом «Секунда» Евгений Гришковец считает лучшим из того, что выдавал его творческий тандем с Максом Сергеевым (лидером группы «Бигуди»). «Секунда» — качественно новая ступень их взаимодействия. В нем по-новому замешены и перетасованы музыкальная составляющая, литературная и, собственно, оригинальная исполнительская манера подачи текста Гришковцом. В новом альбоме Евгений говорит так, что уже и непонятно, говорит он или поет. Это даже сложно назвать речитативом. Голос набирает музыкальную силу и в большей степени берет на себя функцию музыкального инструмента.
Евгений Гришковец: «Это новое соотношение сложилось на основе большого концертного опыта. Песни, записанные ранее на альбомах, стремительно развивались в концертной практике: уменьшалось количество слов, повествовательность исчезала, и, как следствие, усиливалась музыкальная сторона. Мы стали двигаться в сторону обычной песенной структуры, где есть припев-куплет».
Альбом «Секунда» нельзя назвать тотально электронным или живым, но в нем все-таки налицо значительный перевес в сторону акустики: живые барабаны, живой бас, живые гитары, кларнет, старинный рояль и даже струнный квартет. Все это создает палитру новой пластинки.


Евгений Гришковец «Планка» – Сборник рассказов (2006)


«Замечательные рассказы! Я уже прочитала и вам советую. Наконец-то, после литературной вакханалии 90-х , появился писатель, который пишет про НОРМАЛЬНЫХ людей. Не про бандюганов, не про непризнанных полубомжей-полусвободных художников, не про нанюхавшихся кокаина рублёвских «мечтателей» и офисных извращенцев, а про нормальных людей. Наконец-то.»
Оксана (NNFS) Новикова



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евгений Гришковец «Планета» – DVD (2006)


«Планета» — уже третий спектакль Евгения Гришковца, который выходит на DVD.
Зафиксировать «Планету» в этом формате для истории — идея закономерная, хотя бы потому, что успех DVD версий «Как я съел собаку» и «ОдноврЕмЕнно» можно сказать был сравним с успехом живых спектаклей. Помимо этого, несомненно, имеет место тот факт, что «Планета» как любой спектакль имеет свой срок жизни, а желающих увидеть его меньше не становится. Творческая группа, которая снимала «Планету», работала в свое время и над видео-версией спектакля «Как я съел собаку» и «ОдноврЕмЕнно». Учитывая этот опыт, можно сказать, что DVD-версия «Планеты» получилась технологически более интересной и лучше отражает атмосферу самого спектакля.
Спектакль Гришковца «Планета»- это своего рода рассказ о жизни и любви. «Планета» отличается от других спектаклей Евгения Гришковца, т. к. в ней, также как и на планете, нет конца, у зрителей непроизвольно возникает вопрос: «А что же дальше». Евгений Гришковец и здесь остался оригиналом: он так и не раскрывает тайну спектакля «Планета».
«Планета» еще раз подтвердила: Евгений Гришковец умеет с ошеломляющей легкостью сказать со сцены о самых важных философских материях и даже поставить научное знание на службу театру. Больше это не получается категорически ни у кого. Оно и понятно. Гришковец возник в нашем театре, как «беззаконная комета в кругу расчисленном светил», и у него свои орбиты.


Евгений Гришковец «Реки» - Повесть


«Реки» — первая повесть Евгения Гришковца. Как и все, что делает
Гришковец, «Реки» произведение пронзительное и очень теплое. Для тех, кто находит причины жить там, где родился и для тех, кто нашел причины, чтобы уехать. О странном чувстве Родины. О странных системах координат во времени и пространстве, вызывающих у нас улыбку или же заставляющих плакать. Это повесть о ненаписанном. Повесть, объем которой дает ваша собственная история.
В одном из интервью Евгений Гришковец на вопрос: «Кого он видит своим читателем?» сказал: «Знаю, что прочтут те, кто ощущает себя молодым и современным, кто активно живет и работает, те, кто мне интересен и кому интересен я».

Из текста повести:

«Я хорошо помню мою реку, и я хочу ее видеть, я рвусь к ней, хотя знаю, что если приеду, и буду стоять смотреть на нее, мне будет или холодно, или сыро, или меня что-нибудь отвлечет, озаботит, и не даст сосредоточиться, или будут кусать комары. Я знаю, что опять ничего особенного не почувствую. А она там течет, прямо сейчас.
Течет там, где я испытывал одно новое ощущение за другим, и мог чувствовать все сильно. Так сильно, что теперь все свои сегодняшние ощущения, я могу только сравнивать с теми, которые были там. Там, в моем городе».



«Современность человека определяется умением любить то время, в котором он живет. То есть любить не только время, в котором он живет, но и любить людей, среди которых он живет, и при этом живет с ними очень тесно. Это не означает, что должно все нравиться, напротив, иногда можно весьма гневно реагировать на то, что происходит в разных сферах жизни.
Как ни странно, но молодые люди порой бывают несовременны — они часто находятся в конфликте не только с собой, но и с обществом. Затем они взрослеют и начинают любить свое время. И какую-то часть отпущенной им жизни они способны любить. А потом они перестают любить и все быстрее и быстрее становятся стариками. Пока еще я очень люблю свое время, свою страну и ее людей…»

Евгений Гришковец «Реки»


Евгений Гришковец «Одновременно»

«Я не считаю себя профессиональным драматургом, хоть и написал несколько пьес. Я не считаю себя режиссером, хоть и поставил десяток спектаклей в нашем театре. И какой я актер? Я загоняю себя в такие условия, чтобы максимально точно высказаться. Я все время стремлюсь уйти от многозначности, поэтому стараюсь говорить короткими предложениями, очень точно определяя смыслы. В спектакле «Одновременно» я уточняю, что присутствие черной и белой анатомических схем не означает намека на то, что я состою из белого и черного, просто нашлись именно такие схемы. Это уточнение пришло прямо во время спектакля. По ходу действия мне приходится много и интенсивно думать, какое там актерство…»

...

«Одновременно, который был построен значительно сложнее. Здесь уже не было не только сюжета, но и внятной темы. Это была попытка объяснить, что такое — мгновенно что-то понять, вернее почувствовать, и не просто мгновенно, а одновременно. Гришковец рассказывал, как, увидев старые ботинки немецкого солдата, обнаружил, что немец завязывал шнурки так же, как и он, — на бантик. И сразу что-то про него понял. Или как за одно мгновение можно испугаться, что забыл портфель с бумагами, представить все места, где сегодня был, и вспомнить, где его оставил. Что такое — вот это вздрагивание, когда все и сразу? Почему дома в дешевой книжке увидел «Джоконду» и все почувствовал, а приехал специально в Лувр, встал перед ней и — ничего? Он объяснял: «Как я съел собаку» — о том, как я жил тогда, «ОдноврЕмЕнно» — о том, как живу сейчас и живу постоянно«. Один из его друзей уточнил: "Собака" предъявляет некий способ существования, а "ОдноврЕмЕнно" — спектакль об этом способе существования». Похоже.»

Евгений Гришковец
 

Евгений Гришковец и «Бигуди» - «...Петь»

"Этот альбом будет очень сильно от него отличаться. Этот альбом не будет повествовательным. "Сейчас" - был альбом повествовательным, там были длинные тексты и музыка соответствующая. А здесь тексты более структурированы. При всем при том, что тут нет метафор, нет рифмы, я не пою, треки стали больше похожи на песни. Композиции произведения изменились и стали похожи на песни по структуре: тут есть подобия куплетов, есть короткие импульсы, высказывания. Новый альбом будет гораздо менее многословным. Этот альбом лирический, он весь про любовь. И это уже больше похоже на рок-н-ролл.

Музыкальная составляющая на этом альбоме усилилась многократно. Этот альбом - гитарный, чертовски модный по звуку, очень пронзительный. Мелодии Макса Сергеева стали столь сильными, что их стало невозможно забивать словами

Несколько вещей я выпросил из материала Макса Сергеева, который он написал к своему собственному проекту, у него даже были сочинены к этим композициям слова. Это три трека: "Петь", "Частная вечеринка" и "Прогулка". У "Прогулки" более сложная судьба: она была написана для фильма "Прогулка", а потом туда не вошла, и Макс переделал ее для своего собственного проекта, ну а я ее у него забрал. Альбом очень тесно связан с романом "Рубашка". Например, монолог "Я хороший" проскакивает в романе, а песня "Вертолеты" - это цитата из романа, исполненная мной под музыку Максима Сергеева "

Евгений Гришковец



Евгений Гришковец «Рубашка» - роман
"«Рубашка» - первый крупный прозаический опыт Гришковца. Впрочем, первый опыт может оказаться и последним, как честно заявляет сам автор. Невзирая даже на то, что написание книги, по его же признанию, было "счастливой работой". Роман "Рубашка" написан так, чтобы самому автору "хотелось бы прочесть".
Строго говоря, "Рубашка" - это даже и не роман вовсе, а зимняя московская новелла про один день влюбленного архитектора. Там есть он - бывшей провинциал, уже глубоко врос в мокрый московский асфальт, стал материальной иллюстрацией к московскому радиоэфиру - когда там, в эфире, включают песню про тихий огонек его души посреди огней вечерних. Там есть она, которую Гришковец так и называет - Она. Добрую половину романа герой просто пытается ей позвонить. Есть телефон, но нет повода.

Лохов Петр

 



Гришковец и Бигуди - «Сейчас»

"По большому счету, «Сейчас» - это отнюдь не альбом, скорее, еще одно преломление излюбленного жанра Гришковца - моноспектакля. Все мелочи тщательно просчитаны, все детали-ловушки расставлены, а интонации выверены - постановка крайне проста, но при этом эффектна и более чем эффективна."

Артем Агапов


 

«Зима. Все пьесы» – Авторский сборник

«Сочинения Гришковца следовало бы назвать провокационными, поскольку авторы многих (если не большинства) рецензий на его собственные выступления и даже на спектакли, поставленные по его пьесам другими, скоро, порой с первых же слов, отступают от предмета своего повествования и переключаются на собственную судьбу. И дальше пишут о том, что и в их жизни была такая же собака или не собака, но все равно такая же, такая же зима, такие же поездки в Сочи или случаи в аэропорту. Лишь в конце, невесть перед кем — перед Гришковцом ли, перед читателями ли, а может, и перед собственной словоохотливостью — извиняясь, рецензенты на скорую руку признаются в любви к Гришковцу, которого к моменту написания статьи почитают своим если не самым закадычным, то уж точно ближайшим и бесценным другом».

Г. Заславский
 

 
   
Hosted by uCoz